MITEX-2022: прошлое и будущее инструментальной отрасли России
С 8 по 11 ноября 2022 года в Москве, в ЦВК «Экспоцентр» пройдет 15-я Московская международная выставка инструмента, оборудования и технологий MITEX.
Те, кто давно и регулярно участвуют в выставке, называют долгожданное отраслевое событие не иначе как «инструментальный новый год» и готовятся к нему соответствующе – задолго до мероприятия. Ежегодно организаторы – выставочная компания «Евроэкспо» – не только удивляют взыскательную публику, но и создают площадку для решения актуальных задач отрасли.
Об истории выставки и том как она выглядит сегодня нашему изданию рассказывает генеральный директор «Евроэкспо» Ольга Моисеева.
Ольга Моисеева имеет более 20 лет опыта работы в сфере организации конференций, выставок, инновационных форумов: Ассоциация менеджеров, ИД Independent Media Sanoma Magazines, АНО «Институт региональной политики», Фонд «Форум инноваций» (группа «РОСНАНО»), ООО «Технопарк Сколково». С 2021 года – генеральный директор компании «Евроэкспо».
Группа компаний «Евроэкспо» более 28 лет является поставщиком конгрессно-выставочных услуг «полного цикла» и специализируется на организации разнопрофильных форумов и выставок, располагая собственным производством, сертифицированным в соответствии со стандартами ISO, СРО. С 2009 года «Евроэкспо» оказывает услуги на таких проектах, как ПМЭФ (2009–2021), форум АТЭС (2012), форум G20 (2013), саммит БРИКС (2015), Всемирный Фестиваль молодежи и студентов (2017), Восточный Экономический Форум (2016–2021), Российская энергетическая неделя и др.
– Ольга, у вас большой опыт в области организации выставок и деловых мероприятий. Как стали работать в одной из
самых мужских отраслей – инструментальной?
– К тому моменту, когда я пришла в «Евроэкспо», успела поработать в инновационном секторе – в институтах развития
«Роснано», «Сколково», деятельность которых связана с высокотехнологичным сектором практически во всех экономических
отраслях. В какой-то момент мне стало интересно, какое отражение и продолжение инновации находят в промышленном
секторе. Так, в 2019 году я приняла решение возглавить выставочное направление «Евроэкспо», в числе проектов которой
и выставка MITEX.
Я очень хорошо помню одно из первых совещаний по выставке MITEX в 2019 году. На встрече присутствовали все основные участники отрасли, обсуждались важные вопросы предстоящей выставки, новинки, которые будут представлены, в том числе связанные с применением новейших технологий, включая искусственный интеллект. Именно тогда эта отрасль предстала мне изнутри, и я поняла, что несмотря на мой опыт, мне предстоит узнать об инновациях многое. Инструмент – это очень большое направление, где научные разработки находят применение и становятся реальностью в автоматизации, промышленности и быту. Например, 20–30 лет назад было трудно себе представить роботизированные газонокосилки или сварочное оборудование с возможностью сбора и анализа данных о процессе сварки, а сегодня этим никого не удивишь.
– В этом году выставка отмечает юбилей – 15 лет. На сегодняшний день MITEX – одно из главных инструментальных
событий не только в России, но и СНГ. Расскажите, пожалуйста, о том, что лежит в основе такого масштабного события?
С чего все началось?
– Выставка впервые прошла в России в 1998 году под названием InterTOOL. Она сразу же привлекла внимание
международных инструментальных производителей и заявила о себе как о площадке, где представлены самые современные и
наиболее востребованные технологии и продукты. Так сложилось, что новые компании, которые выходили на российский
рынок, тут же приходили на выставку, что сделало ее площадкой, которая объединила практически всех участников
рынка.
В 2008 году произошел ребрендинг и с тех пор выставка известна под своим нынешним именем – MITEX (Moscow
International Tool Expo).
Фактически совокупный опыт этих двух площадок составляет более 20 лет работы с инструментальным рынком. Мы успешно
пережили и кризисы 2009 и 2015 гг. приняли вызов 2020 года, не потеряв своей лидирующей позиции в России и странах
СНГ. MITEX, как и прежде, остается самым масштабным ежегодным международным мероприятием инструментальной отрасли,
авторитетной площадкой для поиска новых партнеров и заключения контрактов.
2019 год – рекордный год для выставки по числу посетителей и экспонентов: 558 компаний из 21 страны мира, 22 000
посетителей, общая площадь выставки 22 100 м². В 2020 году из-за пандемии мероприятие не проводилось. Итоги
MITEX-2021: 200 компаний-экспонентов из 12 стран мира, более 9 000 специалистов-посетителей.
– Компании ежегодно пересматривают свой календарный план выставок: одни мероприятия остаются, другие –
вычеркиваются. Однако MITEX из года в год собирает элиту инструментального рынка. Чем объясните лояльность
участников?
– Ну, во-первых, у нашей выставки нет аналогов на российском рынке. Есть проекты по смежным тематикам –
специализированные строительные, лесные, автомобильные – но охватывающих полный спектр инструмента и оборудования –
нет.
Во-вторых, залог успеха – правильный стратегический партнер. Многие годы мы тесно сотрудничаем с отраслевой ассоциацией РАТПЭ (Ассоциация торговых компаний и производителей электроинструмента и средств малой механизации). Это дает возможность быть в тренде и оперативно реагировать на актуальные запросы рынка. Особенно остро мы ощущаем практическую пользу этого сотрудничества в последние три года – во время пандемии и после. Так, чтобы максимально учесть и отразить на площадке интересы наших клиентов, некоторые идеи и задачи мы корректируем в процессе подготовки выставки. Такой подход не остается незамеченным нашими партнерами, поэтому они остаются с нами надолго.
В-третьих, лояльность появляется там, где выстраиваются отношения не между компаниями, а между людьми. MITEX не
только площадка для решения бизнес-задач компаний, но и отраслевой праздник – инструментальный Новый год. На своих
стендах компании организуют соревнование шоу-программ – у кого ярче выступление певцов, танцоров, юмористов. Была
даже компания-производитель лопат – из лопаты сделали гитару, устроили музыкальный концерт. Как организаторы, мы
считаем, что решать серьезные задачи в атмосфере праздника намного приятнее.
И мы благодарны нашим партнерам и участникам, поскольку именно их доверие позволило нам выстоять и сохранить MITEX в
сложное время.
– На самом деле никакого секрета нет. Наш проект зиждется на пяти столпах:
Бизнес. В первую очередь, выставка решает бизнес-задачи участников и посетителей, содействует развитию инструментального рынка.
Международный состав экспонентов и посетителей. Даже в 2021 году, несмотря на продолжающиеся ограничения, на выставке представили свои решения компании из 12 стран.
Технологичность. Выставка демонстрирует современные решения в сфере инструмента и оборудования.
Мастерство. Используя решения, материалы и технологии от наших экспонентов, инструментальное сообщество растет профессионально, мастера своими руками создают высококлассные изделия.
Понимание отрасли. Мы интересуемся состоянием рынка, развиваемся и адаптируемся вместе с ним.
Нашу традиционную аудиторию можно условно сегментировать на три большие категории: представители оптовой, розничной и интернет-торговли – 51,69%, строительные компании, ремонтные бригады и частные мастера – 28,11%, представители металлообрабатывающих и деревообрабатывающих предприятий, мебельной, лесной промышленности, машиностроения, транспорта и т.д. – 20,19%.
Однако сейчас на российском рынке происходят серьезные структурные изменения. С одной стороны, за годы работы MITEX собрал участников рынка специализированной торговли России, торговые сети и основных поставщиков e-comm, которые выступают посредниками между B2B и B2C потребителей. C другой стороны, из-за ухода европейских компаний наблюдаем растущий спрос на сервис, ремонт и восстановление машин, оборудования (из-за трудностей с покупкой новой техники и деталей).
Поэтому в текущем году, помимо традиционной аудитории, мы планируем привлечь промышленные и сервисные предприятия –
добывающей, лесной, строительной отрасли, общего и тяжелого машиностроения.
Особенностью юбилейной выставки станет расширенный ассортимент инструмента для обработки различных видов материалов,
сварки, сервисного обслуживания легковых автомобилей, спецтехники и промышленного оборудования.
На выставке MITEX представлены инструмент и оборудование промышленного и бытового назначения в более чем 27 тематических разделах, основные из которых – ручной электрический и механический инструмент, оборудование для металлообработки, лесной промышленности, строительства, сервиса и ремонта.
– Выставка, как зеркало, отражает состояние и жизнь отрасли, тренды и тенденции. Как трансформировалась выставка за
последние годы?
– Преимущество выставки MITEX в том, что это площадка, на которой встречаются производители, поставщики,
потребители, продавцы. Можно получить полную информацию о различных инструментах, о конкурентах – у кого что нового,
какие есть тенденции на рынке. Например, на выставке несколько лет назад только одна компания демонстрировала
аккумуляторный инструмент, а сегодня он есть практический у каждого крупного производителя. Тренд подтверждает
статистика. Если в 2005 году на российском рынке соотношение аккумуляторного и сетевого инструмента было 10 и 90%,
то в 2021 году доля беспроводного инструмента составила уже 31%.
В этом году мы столкнулись с новым вызовом – сильнейшим санкционным давлением на российскую экономику. Многие европейские компании, постоянные участники выставки, были вынуждены приостановить свою деятельность в России, у кого-то есть сложности с поставками товара из Европы. Тем не менее мы видим доверие лидеров инструментального рынка России к выставке, отмечаем интерес китайских производителей.
Также рассчитываем на участие представителей из Турции и Индии. В числе посетителей как знакомые всем бренды международного уровня, такие как OBI, Leroy Merlin, Castorama, Ozon, закупщики из федеральных сетей – «Петрович», «Всеинструменты.ру», «220 вольт», DNS, «МаксидоМ», так и крупные региональные специализированные офлайн – и онлайн-гипермаркеты – из России и стран СНГ. Более того, мы видим, что на выставке представителей сфер строительства, производства, логистики, сервисного обслуживания транспорта.
Можно смело говорить о том, что посетительская аудитория MITEX молодеет. Если до 2019 года гости выставки были в
основном старше 35 лет, ближе к 40, то в последние три года видим, что возрастной ценз снижается.
Это обосновано в том числе и постепенным возвращением престижа рабочих профессий. Кадровый голод и дефицит
специалистов в этой области – одно из масштабных направлений работы во многих промышленных отраслях. Понимая это, мы
выстраиваем сотрудничество с вузами, например МГСУ, строительными колледжами. Приглашаем преподавателей вместе со
студентами прийти на выставку и даем возможность протестировать представленное оборудование, познакомить их с
основными технологическими трендами.
– MITEX с самого начала выступает не только «витриной» инструментального рынка, но и значимой деловой площадкой, где
компании находят ответы на текущие и долгосрочные вызовы. Какие темы выходят на первый план сегодня, а какие,
наоборот, стали менее интересны рынку?
– В этом году деловая программа и дискуссионные форматы действительно станут ядром выставки. Обсудим острые вопросы,
такие как реновация каналов поставок, замещение традиционного предложения новыми поставщиками, выход на новые каналы
сбыта и крупных промышленных заказчиков, координация поставок с государственными регистрирующими органами, защита
брендов и интеллектуального права поставщиков, работающих на российском рынке, от недобросовестных конкурентов.
Кроме этого, в деловой блок войдут ежегодные стратегические темы – актуальные тренды рынка, новые этапы роста и
преодоления, маркетинг и продвижение технологий на рынке.
В 2022 году MITEX тесно сотрудничает с Департаментом станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России.
Выставка послужит платформой для оперативного взаимодействия государственных органов с предприятиями
инструментальной отрасли и сбора консолидированной обратной связи по мерам поддержки и механизмам стимулирования
обеспечения продукции за счет внутреннего производства или замещающего импорта конкурентоспособного оборудования и
инструментов.
Помимо деловой программы и традиционных демонстрационных форматов – столярного шоу, мастер-классов и школы резьбы по
дереву, уделим внимание персонализации спроса и предложения. Планируется организовать зону закупок: у
профессионального посетителя появится возможность заранее назначить встречи с целым рядом поставщиков, за 30 минут
коротких переговоров получить максимально возможную карту предложений под свои задачи.
Выставка – это комьюнити, где ценят не только финансовое благополучие, но и такие нематериальные активы, как
мастерство и профессионализм, и объединяются ради достижения целей.
– Юбилей выставки – хороший повод подвести итог прошлых лет и заглянуть в будущее. Какой вы видите выставку через
5–10 лет, к чему стремитесь?
– MITEX – гораздо больше, чем просто бизнес-площадка, собирающая экспонентов и посетителей на четыре дня раз в год.
Это в первую очередь сообщество лидеров и профессионалов, для которых важно созидать и влиять на развитие рынка –
его емкость, инвестиционную привлекательность, формировать человеческий капитал, кадры.
Мы также понимаем, что при столь быстром развитии цифровых технологий MITEX в ближайшие два года ждет digital
extension. Интернет дает возможность в десятки раз увеличить охват возможных контактов, и мы, как организаторы
мероприятия, предусматриваем такую возможность – в виде заблаговременного доступа к расширенной базе участников,
зарегистрированных на нашей онлайн-платформе. Именно планирование и персональные встречи непосредственно в дни
проведения выставки дают качество и глубину проработки контактов.
– У многих представителей инструментальной отрасли даты проведения выставки уже отмечены в календаре как
обязательные для посещения. Что бы вы сказали тем, кто еще сомневается?
Сегодня, когда бизнес живет в условиях турбулентности и структурной трансформации, крайне важно поддерживать тесную
связь с клиентами, укреплять взаимоотношения с партнерами и использовать появившиеся возможности для роста. Идет
новая расстановка сил, на рынке образуются незаполненные ниши, и это отличный шанс «подхватить» клиентов, оставшихся
без иностранных поставщиков.
Мы равно верим как в силу и качество нашей площадки под брендом MITEX, которая прошла проверку временем, так и в
новые возможности, которые открываются компаниям в эпоху перемен. Отраслевая выставка остается одним из важнейших и
стабильных инструментов коммуникации, помогающих сохранять и развивать инструментальный бизнес сразу в нескольких
направлениях: от любительского и бытового сегмента до профессионального и промышленного использования.
Будем рады увидеть всех на 15-й юбилейной выставке MITEX в ЦВК «Экспоцентр» 8–11 ноября 2022 года!